Исследование операций

Введение в исследование операций. Черчмен У. Акоф Р., Арноф Л. 1968 г.

Первоначально исследование операций возникло во время второй мировой войны в Англии, а затем разработка этого направления была быстро подхвачена в США. Таким образом, впервые исследование операций было применено к военным задачам, а уже после войны — к задачам финансового, промышленного и гражданского управления. Сперва этот процесс шел быстрее в Англии, пока в 1951 году операционные исследования не завоевали прочных позиций в американской промышленности и стали бурно развиваться в США.

Хотя работа в той области, которая впоследствии получила название исследования операций, началась в военных организациях, ее развитие и оформление в самостоятельную дисциплину может быть описано по аналогии с хорошо известным процессом развития производства. До промышленной революции производство было представлено главным образом мелкими предприятиями, где все руководство осуществлял один хозяин, который делал закупки, планировал и направлял работу, сбывал продукцию, нанимал и увольнял рабочих и т. п.

Впоследствии произошло разделение административных функций. Появились руководители производственных отделов, отделов сбыта, финансовых отделов, отделов кадров и другие. Усиливающаяся механизация, сопровождаемая частичной автоматизацией, привела к еще более быстрому росту промышленного производства, что вызвало дробление операций и дальнейшее расчленение административных функций.

Появление многочисленных отдельных операций неизбежно потребовало создания административных должностей по руководству этими операциями. В настоящее время все меньшее число руководителей производственных отделов имеет непосредственную связь с производственными цехами. Они фактически превратились в работников, выполняющих чисто организационные функции.

Одновременно с ростом дифференциации и расчленения административных функций возрастал интерес ученых к задачам, возникающим в различных производственных подразделениях промышленной организации. В частности, ученые стали все более пристально заниматься вопросами промышленного производства, и в результате их совместных усилий появился ряд новых отраслей прикладных наук со своими специальностями инженеров-механиков, инженеров-химиков, инженеров промышленного строительства, инженеров по статистическому контролю качества, специалистов по организации производства. В других областях появились специалисты по исследованию конъюнктуры рынка, по промышленной экономике, эконометрии, психологии трудовых отношений, промышленной социологии и аналогичным прикладным научным дисциплинам.

В этот период дифференциации и расчленения административных функций начал возникать и формироваться новый класс задач управления, задач, которые могут быть названы задачами организационно-управленческого характера. Эти задачи возникли как прямое следствие функционального разделения труда на предприятии, которое привело к необходимости организационной деятельности. В любой организации отдельное ее специализированное подразделение выполняет определенную часть общей работы. Выполнение каждой части работы необходимо для достижения общих целей организации. Однако в результате такого разделения труда у каждого специализированного подразделения возникают свои собственные цели.

С появлением задач организационного типа возникла должность консультантов при администрации. Роль консультантов заключается в том, чтобы помочь решению возникающих организационных задач, используя свой опыт по решению задач аналогичного типа в других областях. Используемый ими метод состоит в нахождении того, что является общим для определенных задач данного класса при анализе предлагаемых решений. Естественно, что постепенно начали предприниматься попытки отыскать общую структуру (построить «модель») этих решений и общие принципы проверки правильности найденных структур. Эти попытки привели к необходимости научного подхода к исследованию задач организационного типа, хотя надо сказать, что научные достижения использовались в этой области время от времени и до появления исследования операций.

Во время второй мировой войны военные власти обратились к ряду ученых с призывом помочь решению стратегических и тактических задач. Многие из этих задач принадлежали именно к тому типу, который мы назвали организационными задачами. Представители различных отраслей науки были сведены в рабочие группы, перед которыми ставились задачи оптимизации использования ресурсов. Это были первые операционные группы.

Целью исследования операций, дисциплины, возникшей в связи с развитием промышленных организаций, является обеспечение руководства научной основой для решения задач, связанных с вопросами взаимодействия различных подразделений организации в интересах общих целей всей организации.

Решение, которое представляется наиболее выгодным для всей организации в целом, считается оптимальным решением; решение, которое наиболее выгодно для одной или более частей организации, назовем субоптимальным.

При проведении операционных исследований стараются отыскать наилучшие решения для возможно большей части всей организации. Например, при попытке разрешить задачу ремонта на предприятии операционными методами стремятся учесть влияние различных вариантов политики проведения ремонтов на производство в целом. Можно пойти даже дальше и попытаться определить, как это влияние на данную фирму в свою очередь отражается на всей промышленности и т. д. По возможности также предпринимается попытка учесть, как воздействие на производственный отдел скажется на других отделах и на фирме в целом. В исследовании операций стремятся учитывать взаимодействия или причинно-следственные связи настолько, насколько это представляется существенным. Однако в любом конкретном случае объем операционных исследований практически обычно ограничен, либо в связи с тем, что доступ на более высокие уровни организации закрыт, либо в связи с ограничениями во времени, деньгах и ресурсах.

Всегда существует расхождение между идеальными устремлениями и реальными возможностями. Тем не менее основная цель исследования операций сводится к отысканию оптимальных решений задач организационного типа с учетом функционирования всей организации в целом. Такой общий характер цели операционных исследований является примером системного подхода, поскольку под «системой» подразумевается взаимосвязанный комплекс функционально соотнесенных компонентов.

Системный подход к задачам не означает, что сформулированная в наиболее общем виде задача должна быть решена в одном исследовательском проекте. Как бы это ни было желательно, практически реализовать это удается очень редко. На практике общая задача обычно решается по частям в определенной последовательности. Во многих случаях общая задача не может быть сформулирована заранее, но решение на одном этапе позволяет определить следующий шаг.

Короче говоря, хотя одновременная оптимизация всех частей системы чрезвычайно желательна, практические ограничения, как правило, требуют последовательной оптимизации отдельных частей системы с параллельной взаимной корректировкой локальных оптимумов для определения оптимального решения всей задачи в целом.

Из утверждения о том, что исследование операций стремится описать возможно большую часть системы, не следует, что нужно начинать с исследования системы в целом. Большинство операционных исследований начинается с известных задач ограниченного масштаба. Но в дальнейшем границы исследования расширяются, насколько позволяют обстоятельства. По существу, объем исследования является мерилом, определяющим одну из особенностей исследования операций. Соответственно операционное исследование очень часто начинается с тех же задач, с которых мог бы начать инженер-механик, инженер промышленного строительства, инженер- химик или исследователь конъюнктуры рынка, но оно редко заканчивается задачами такого типа.

Для исследования операций характерно, что при решении каждой проблемы возникают все новые и новые задачи. Отсюда ясно, что применение операционных методов неэффективно, если решаются узкие, ограниченные задачи. Наибольшая выгода может быть получена при непрерывном преемственном исследовании, т. е. при последовательном переходе от одной задачи к другой. Это вытекает из самого определения целей исследования операций, которое приводилось выше.

Одной из наиболее существенных черт исследования операций является стремление найти оптимальное решение, определить оптимальную стратегию, конструкцию. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. Такое решение не всегда удается получить из-за ограничений, накладываемых современным состоянием науки, недостатком времени, средств или возможностей. Но усилия при исследовании операций непрерывно направлены на поиск оптимального решения или решения, возможно более близкого к нему.

Окончательное решение зависит от тех, кто руководит операциями, а не от тех, кто их исследует. Операционная группа может только рекомендовать решения или основу для выбора определенного решения. Она может также помочь в осуществлении решения, когда оно принято.

Суммируя изложенное, можно сказать, что исследование операций в самом общем смысле может быть охарактеризовано как применение научных принципов, методов и средств к задачам, связанным с функционированием организационных систем, с целью предоставить тем, кто управляет этими системами, оптимальные решения.

 

Исследование операций

Основы исследования операций Акофф, Сасиени

Исследование операций Моудер, Элмаграби

Организация и управление, Гвишиани

Исследование операций, Вентцель

Исследование операций, Вагнер

 

 

Скачать литературу по исследованию операций

 

На главную страницу

 

 

 

© Лаборатория системного анализа 2017system-laboratory.ru

© Лаборатория системного анализа 2017system-laboratory.ru

© Лаборатория системного анализа 2017system-laboratory.ru

© Лаборатория системного анализа 2017system-laboratory.ru